Храм Рождества Христова села Веселая Лопань - Неоязычники
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Неоязычники

Попытка возрождения древних языческих религий - один из характерных элементов движения "Нью эйдж". В данном сообщении пойдет речь о движениях и сектах, идеология и практика которых в большей или меньшей степени восходят к славянскому неоязычеству. Неоязычество от язычества отличает в первую очередь сам факт реконструкции (как правило, произвольной) философских и мистических представлений, мифологии и обрядов, вызванной разрывом естественной традиции. На наш взгляд, этому религиозному движению можно попытаться дать следующее определение: неоязычество или нативизм (от англ. native - природный, родной) - это попытка реконструкции дохристианских политеистических и пантеистических верований на основе немногих сохранившихся исторических данных и собственной фантазии авторов с привлечением средств из традиционных религий, различных оккультных учений и других течений движения "Нью эйдж". Соответственно, славянское неоязычество или нативизм - это попытка реанимации дохристианских верований древних славян, возврат к почитанию Перуна, Даждьбога, Сварога, Велеса, Макоши и других славянских богов.

Главной причиной распространения неоязыческой идеологии в России и мире является стремление малыми народами сохранить национальную идентичность в условиях нарастающей глобализации и американизации, из-за чего нативистское движение часто граничит с националистическими и неонацистскими течениями. Крупнейшие традиционные религии, в первую очередь христианство, в неоязыческой среде представляются как транснациональные корпорации, которые подавляют свободу человека и делают его рабом государственных систем.

Решающим фактором возникновения нативизма в России стал поиск национальной идеи в условиях ослабления коммунистической идеологии в 70-е - 80-е годы прошлого века и тогдашней слабости Русской Православной Церкви. Первые российские нативисты поставили перед собой цель сконструировать нечто вроде "исконной русской религии", которая стала бы заменой погибающей коммунистической идеологии. С одной стороны, у этой религии должен быть авторитет, она должна восходить к какой-то древней традиции, которая вызывала бы уважение. С другой стороны эта религия не должна была бы иметь живых носителей и сохранившихся письменных источников вероучения, чтобы в случае необходимости регулировать ее законы и правила. Под все эти условия лучше всего подходят древние языческие религии, в России соответственно - дохристианская религия древних славян.

Несмотря на многочисленные попытки объединения, в настоящее время славянское неоязычество представляет собой неорганизованное религиозное движение, состоящее из несколько крупных объединений и множества независимых общин, насчитывающих иногда всего по несколько членов. Каждое объединение и каждая община имеет свою собственную идеологическую базу, которая во многом является авторским изобретением лидера, и формировалась практически автономно. Поэтому мы не можем говорить о том, что в неоязыческом ареале существует единая философия, мифология, единая религиозная практика и единый объект поклонения. Человек может считать себя нативистом, если воспроизводит набор суеверий своей прабабушки, верит в домовых и леших, ведет свою родословную от мифического прародителя славян Орея и так далее. Необязательно быть даже членом какой-либо общины. Впрочем, подобное положение дел характерно для большинства направлений движения "Нью эйдж". Если попытаться классифицировать российские неоязыческие организации, то лишь очень условно их можно разделить на две группы. В первую группу входят те общины, которые претендуют на возрождение аутентичного славянского язычества в "чистом виде". Во вторую можно отнести тех, кто активно привлекает идеи из других течений движения "Нью эйдж" и оккультных учений. Для последних боги древних славян становятся лишь одними из многих членов их обширного пантеона. Впрочем, как уже говорилось, подобное разделение носит весьма условный характер, поскольку каждая община так или иначе заимствует что-то из идейного поля "Нью эйдж". Однако главное, что объединяет всех неоязычников, и шире - всех ньюэйджеров - глубокая ненависть к христианству и стремление к борьбе с ним. Аллергия на христианство - своего рода ядро религиозного сознания каждого неоязычника, вокруг этого ядра строится идеология той или иной общины.

Корни славянского неоязыческого движения лежат еще в кругах диссидентов и советского андеграунда - в первую очередь среди авторов и читателей самиздатовского национал-патриотического журнала "Вече", выходившего в 1971-74 годах. Неоязыческое крыло в нем составляли Анатолий Иванов (псевдоним Малюта Скуратов), главный художник русского нативизма Константин Васильев и Алексей Добровольский, в неоязыческих кругах известный как Доброслав. Несколько позже Доброслав станет одной из самых значительных фигур отечественного нативизма. в среде которых оно стало в свое время одной из форм идеологического протеста против коммунистического режима. Именно тогда нативизм приобрел ультра-националистистический, нациствующий тон. Новые язычники ненавидели евреев и христианство (иудо-христианство) в равной мере, последнее представлялось частью жидо-масонского заговора против русских. Националистический идеи - и сейчас сохраняют приоритет среди идеологий большинства славянских неоязыческих организаций.

В середине-конце 1980-х г.г., помимо вышеназванных персонажей, националистическое крыло российского нативизма составляли ученый-арабист Валерий Емельянов (бывший одним из ведущих членов национал-патриотического движения "Память"), Александр Белов (создатель комплекса так называемой "славяно-горицкой борьбы") и преподаватель истории философии из Ленинграда Виктор Безверхий. Все они создали собственные общины, которые больше напоминали своего рода тайные воинские подразделения, нежели религиозные организации. Во всех этих общинах имели место жесткое подчинение лидеру, контролирование жизни адептов и другие тоталитарные тенденции. Однако после смерти основателей, эти общины либо полностью исчезают, либо вливаются в более крупные неоязыческие общины или политические партии крайне правого толка, как, например РНЕ.

После известных событий 1991 года неоязыческие организации стали выходить из подполья и предпринимать попытки к объединению. Первой значительной нативистской организацией, пытавшейся втянуть в сферу своего влияния более мелкие общины и объединить их, стала "Московская Славянская Языческая Община" (МСЯО), которая была создана в середине 80-х годов прошлого века учениками В. Емельянова. МСЯО попыталась объединить нативистов разных направлений - либеральных интеллектуалов, почитающих Велеса и Сварога и поклонников Перуна из радикальных кругов. Однако объединение общин велось чисто механическими методами, не был выработан единый пантеон, единая философия, обрядность и т.д. В связи с этими причинами, начиная с середины 90-х годов организацию сотрясали расколы, а в 2000-м году МСЯО вообще потеряла независимость и вошла в крупное нативистское объединение "Круг Языческой Традиции".

Однако деятели российского нативизма учли ошибки своих предшественников. Со времен расколов в МСЯО организация крупных общин велась двумя методами - либо через создание жесткой авторитарной системы с единым лидером и единой идеологией, либо путем формирования аморфной структуры без строгого единоначалия, унифицированного вероучения и обрядности, в которой каждый общинник "сам себе лидер" и "сам себе волхв".

По первому пути пошел Вадим Казаков - лидер и основатель "Калужской Славянской Общины", которая позже стала ядром "Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры" (ССО СРВ). Это объединение собрало под своими знаменами в основном националистически и профашистски настроенных нативистов. Второй путь избрали создатели широкого движения "Круг Языческой Традиции" (КЯТ), которое сплотило неоязычников из интеллигенции, а также разного рода "искателей", которые сегодня могут поклоняться Велесу и Сварогу, а завтра послушать лекцию по медитации, обратиться к астрологу и т.д. Пути нативистов-интеллектуалов и нативистов из националистических кругов еще больше разошлись. "Союз Славянских Общин" и "Круг Языческой Традиции" - две "конкурирующие фирмы", которые не поддерживают между собой почти никаких отношений, находясь в своего рода состоянии "холодной войны".

"Официально" ССО возник летом 1997 года, когда на реке Калужке (Калужская обл.) состоялся съезд представителей пяти нативистских общин, на котором и было принято решение о создании нового религиозного объединения. С самого начала ССО строилась как жесткая авторитарная организация, с централизованной иерархической властью, на вершине которой стоит сам Казаков. Главной целью существования ССО, согласно уставу, является "восстановление, исповедование и распространение древней исконной веры славян"[1] . Идеология ССО носит явно антихристианский и антиглобалистский, а подчас и националистический характер. Например, в уставе говорится о том, что организация "является правопреемником государственного вероисповедания России, запрещенного в итоге правительственного переворота 988 - 990 гг."[2] ; членом Союза может стать человек исключительно славянского происхождения, межрелигиозные отношения строятся только с неоязыческими объединениями. Сегодня в ССО входят 15 общин из Москвы, Московской области, Калуги, Орла, Тамбова, Новокузнецка, Новороссийска, Смоленска, Магнитогорска, Нижнего Новгорода и Саратова и других городов России. По состоянию на 2002 год в ССО входило около 1000 активных членов.

Альтернативой ССО стало объединение, носящее название "Круг Языческой Традиции" (КЯТ). Благодаря отсутствию единоначалия, демократическому устройству жизни организации и "интернационалистической" идеологии КЯТ развивается очень динамично и принимает под свое крыло всех, кто причисляет себя к язычеству славянского направления. КЯТ возник не так давно - в 2002 году - но сегодня в его состав входит более 20 общин-членов, а также несколько десятков союзных и дружественных организаций.

Основные принципы существования и идеологии КЯТ были зафиксированы в двух документах - "Битцевском обращении" и "Битцевском договоре", которые были подписаны в марте 2002 года в Чертановском парке г. Москвы представителями пятнадцати нативистских организаций. В них содержится заявление о создании и регистрации двух языческих объединений, религиозного и светского, с одинаковой конечной целью - восстановление и самое широкое распространение "славянской языческой традиции", общественное и государственное признание ее исконным и традиционным вероисповеданием и мировоззрением. Обязанностью каждого члена КЯТ является воспитание себя как личности, которая с помощью "язычества" могла бы почувствовать себя "нераздельной частью огромной вселенной <…> личностью, ценной и уникальной в мире, естественным микрокосмом"[3] . Преимущества подобной религии видятся в ее тесной взаимосвязи с природой, в том, что она помогает раскрыть механизмы по управлению "своим организмом, своим разумом и учит жить в согласии с Силами Мира - Богами - на благо Рода и Земли-Матери, как живой Сущности"[4] . Одной из целей существования КЯТ объявляется борьба со сращиванием "государственных институтов и РПЦ", а также других традиционных религий, превращения России из светского государства в "криминально-религиозное". Для достижения этого авторы документов призывают "единоверцев" к объединению, предостерегая от разобщенности: "нам нельзя разбрестись по национальным квартирам, домам, селам, весям и городам"[5] .

Помимо вышеназванных, существует несколько десятков мелких независимых общин, а также ряд крупных организаций, для которых боги древних славян - одни из многих в их обширном пантеоне. Идеология таких общин имеет эклектичный характер, объединяя в своих системах, помимо неоязычества, элементы "наследия" Блаватской и Рерихов, христианства и других традиционных религий, националистических идей, псевдонауки, экологизма, астрологии и т.д. Как правило, тоталитарные тенденции в подобных общинах имеют еще более ярко выраженный характер, поэтому рассказ о них заслуживает отдельного сообщения.


Назад к списку